Неточные совпадения
Таковы-то были
мысли, которые побудили меня, смиренного городового архивариуса (получающего в месяц два рубля содержания, но и за всем тем славословящего), ку́пно [Ку́пно — вместе, совместно.] с троими моими предшественниками, неумытными [Неумы́тный — неподкупный, честный (от старого
русского слова «мыт» — пошлина).] устами воспеть хвалу славных оных Неронов, [Опять та же прискорбная ошибка.
Он не мог согласиться с этим, потому что и не видел выражения этих
мыслей в народе, в среде которого он жил, и не находил этих
мыслей в себе (а он не мог себя ничем другим считать, как одним из людей, составляющих
русский народ), а главное потому, что он вместе с народом не знал, не мог знать того, в чем состоит общее благо, но твердо знал, что достижение этого общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку, и потому не мог желать войны и проповедывать для каких бы то ни было общих целей.
Левин видел, что в вопросе этом уже высказывалась
мысль, с которою он был несогласен; но он продолжал излагать свою
мысль, состоящую в том, что
русский рабочий имеет совершенно особенный от других народов взгляд на землю. И чтобы доказать это положение, он поторопился прибавить, что, по его мнению, этот взгляд
Русского народа вытекает из сознания им своего призвания заселить огромные, незанятые пространства на востоке.
— Каждый член общества призван делать свойственное ему дело, — сказал он. — И люди
мысли исполняют свое дело, выражая общественное мнение. И единодушие и полное выражение общественного мнения есть заслуга прессы и вместе с тем радостное явление. Двадцать лет тому назад мы бы молчали, а теперь слышен голос
русского народа, который готов встать, как один человек, и готов жертвовать собой для угнетенных братьев; это великий шаг и задаток силы.
Русские барышни большею частью питаются только платоническою любовью, не примешивая к ней
мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная.
Но в продолжение того, как он сидел в жестких своих креслах, тревожимый
мыслями и бессонницей, угощая усердно Ноздрева и всю родню его, и перед ним теплилась сальная свечка, которой светильня давно уже накрылась нагоревшею черною шапкою, ежеминутно грозя погаснуть, и глядела ему в окна слепая, темная ночь, готовая посинеть от приближавшегося рассвета, и пересвистывались вдали отдаленные петухи, и в совершенно заснувшем городе, может быть, плелась где-нибудь фризовая шинель, горемыка неизвестно какого класса и чина, знающая одну только (увы!) слишком протертую
русским забубенным народом дорогу, — в это время на другом конце города происходило событие, которое готовилось увеличить неприятность положения нашего героя.
«Уж не немка ли здесь хозяйка?» — пришло ему на
мысль; но хозяйкой оказалась
русская, женщина лет пятидесяти, опрятно одетая, с благообразным умным лицом и степенною речью.
— Совершенно правильно, — отвечал он и, желая смутить, запугать ее, говорил тоном философа, привыкшего
мыслить безжалостно. — Гуманизм и борьба — понятия взаимно исключающие друг друга. Вполне правильное представление о классовой борьбе имели только Разин и Пугачев, творцы «безжалостного и беспощадного
русского бунта». Из наших интеллигентов только один Нечаев понимал, чего требует революция от человека.
— Скажите… Это — не в порядке дознания, — даю вам честное слово офицера! Это —
русский человек спрашивает тоже
русского человека… других
мыслей, честного человека. Вы допускаете…?
— У нас удивительно много людей, которые, приняв чужую
мысль, не могут, даже как будто боятся проверить ее, внести поправки от себя, а, наоборот, стремятся только выпрямить ее, заострить и вынести за пределы логики, за границы возможного. Вообще мне кажется, что мышление для
русского человека — нечто непривычное и даже пугающее, хотя соблазнительное. Это неумение владеть разумом у одних вызывает страх пред ним, вражду к нему, у других — рабское подчинение его игре, — игре, весьма часто развращающей людей.
Лютов, крепко потирая руки, усмехался, а Клим подумал, что чаще всего, да почти и всегда, ему приходится слышать хорошие
мысли из уст неприятных людей. Ему понравились крики Лютова о необходимости свободы, ему казалось верным указание Туробоева на
русское неуменье владеть
мыслью. Задумавшись, он не дослышал чего-то в речи Туробоева и был вспугнут криком Лютова...
— Когда я слушаю споры, у меня возникает несколько обидное впечатление; мы,
русские люди, не умеем владеть умом. У нас не человек управляет своей
мыслью, а она порабощает его. Вы помните, Самгин, Кутузов называл наши споры «парадом парадоксов»?
«
Мысли, как черные мухи», — вспомнил Самгин строчку стихов и подумал, что люди типа Кутузова и вообще — революционеры понятнее так называемых простых людей; от Поярковых, Усовых и прочих знаешь, чего можно ждать, а вот этот, в чесунче, может быть, член «Союза
русского народа», а может быть, тоже революционер.
У
русских — десять
мысли и все — не крепки.
Но
мысль о деле, если только она не проходила через доклад, как, бывало,
русский язык через грамматику, а сказанная среди шуток и безделья, для него как-то ясна, лишь бы не доходило дело до бумаг.
Тем самым я — настоящий
русский и наиболее служу для России, ибо выставляю ее главную
мысль.
— Я не знаю, в каком смысле вы сказали про масонство, — ответил он, — впрочем, если даже
русский князь отрекается от такой идеи, то, разумеется, еще не наступило ей время. Идея чести и просвещения, как завет всякого, кто хочет присоединиться к сословию, незамкнутому и обновляемому беспрерывно, — конечно утопия, но почему же невозможная? Если живет эта
мысль хотя лишь в немногих головах, то она еще не погибла, а светит, как огненная точка в глубокой тьме.
От нечего делать я развлекал себя
мыслью, что увижу наконец, после двухлетних странствий, первый
русский, хотя и провинциальный, город. Но и то не совсем
русский, хотя в нем и
русские храмы,
русские домы,
русские чиновники и купцы, но зато как голо все! Где это видано на Руси, чтоб не было ни одного садика и палисадника, чтоб зелень, если не яблонь и груш, так хоть берез и акаций, не осеняла домов и заборов? А этот узкоглазый, плосконосый народ разве
русский? Когда я ехал по дороге к городу, мне
Моралистический склад
русской души порождает подозрительное отношение к
мысли.
Мысль, жизнь идей всегда подчинялась
русской душевности, смешивающей правду-истину с правдой-справедливостью.
Самые правые
русские славянофилы и самые левые
русские народники (к ним за редкими исключениями нужно причислить по душевному складу и
русских социал-демократов, непохожих на своих западных товарищей) одинаково восстают против «отвлеченной
мысли» и требуют
мысли нравственной и спасающей, имеющей существенное практическое применение к жизни.
Своеобразие и оригинальность
русской души не может быть убита
мыслью.
Русская национальная
мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России.
Вся духовная энергия
русского человека была направлена на единую
мысль о спасении своей души, о спасении народа, о спасении мира.
Русская национальная
мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире.
Русский человек не очень ищет истины, он ищет правды, которую
мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения.
Необходима творческая работа
мысли, которая произведет расчленение, прольет свет на
русскую тьму.
Русские все еще не поднялись до того сознания, что в живой, творческой
мысли есть свет, преображающий стихию, пронизывающий тьму.
Русская же
мысль всегда была слишком статична, несмотря на смену разных вер и направлений.
Это — корень
русского народничества, враждебного
мысли и идеям.
Привычные категории
мысли русской интеллигенции оказались совершенно непригодны для суждения о таких грандиозных событиях, как нынешняя мировая война.
Русское мыслящее общество было ведь совершенно безответственно, и
мысль его могла оставаться совершенно безответственной.
Русская интеллигенция всегда исповедовала какие-нибудь доктрины, вмещающиеся в карманный катехизис, и утопии, обещающие легкий и упрощенный способ всеобщего спасения, но не любила и боялась самоценной творческой
мысли, перед которой раскрывались бы бесконечно сложные перспективы.
В
русской религиозной
мысли исключение представляли лишь Чаадаев и Вл. Соловьев.
Европейская
мысль до неузнаваемости искажалась в
русском интеллигентском сознании.
Русский нигилизм был порабощением, а не освобождением
мысли.
Противоречия
русского бытия всегда находили себе отражение в
русской литературе и
русской философской
мысли.
Рабство
мысли привело в широких кругах
русской интеллигенции к идейной бедности и идейной отсталости.
Можно даже высказать такой парадокс: славянофилы, взгляды которых, кстати сказать, я в большей части не разделяю, были первыми
русскими европейцами, так как они пытались
мыслить по-европейски, самостоятельно, а не подражать западной
мысли, как подражают дети.
И в этом
русский интеллигент, оторванный от родной почвы, остается характерно-русским человеком, никогда не имевшим вкуса к истории, к исторической
мысли и к историческому драматизму.
«Общественное» миросозерцание
русской интеллигенции, подчиняющее все ценности политике, есть лишь результат великой путаницы, слабости
мысли и сознания, смешения абсолютного и относительного.
Нам необходимо духовное освобождение от
русского утилитаризма, порабощающего нашу
мысль, будет ли он религиозным или материалистическим.
Русские боятся греха
мысли, даже когда они не признают уже никакого греха.
Думал я о сем много, а теперь
мыслю так: неужели так недоступно уму, что сие великое и простодушное единение могло бы в свой срок и повсеместно произойти меж наших
русских людей?
Гибли молодые люди иной раз, но они гибли, не только не мешая работе
мысли, разъяснявшей себе сфинксовую задачу
русской жизни, но оправдывая ее упования.
Года за полтора перед тем познакомились мы с В., это был своего рода лев в Москве. Он воспитывался в Париже, был богат, умен, образован, остер, вольнодум, сидел в Петропавловской крепости по делу 14 декабря и был в числе выпущенных; ссылки он не испытал, но слава оставалась при нем. Он служил и имел большую силу у генерал-губернатора. Князь Голицын любил людей с свободным образом
мыслей, особенно если они его хорошо выражали по-французски. В
русском языке князь был не силен.
Все западные католики и протестанты уважали
мысль и культуру, им не был свойствен обскурантизм, столь свойственный многим
русским православным.
И тем не менее моя универсальная по своему духу
мысль, наиболее ценимая на Западе, заключает в себе
русскую проблематику, она родилась в
русской душе.
Мысль немецкая или
русская казалась темной, иррациональной, опасной для будущего цивилизации, восточным варварством.